Понедельник, 29.04.2024, 03:44
Только железный спорт
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Каким видом спорта Вы занимаетесь?
Всего ответов: 1574
Психология в пауэрлифтинге
  
  

Основными компонентами достижения результатов в пауэрлифтинге, как, впрочем, и в других видах спорта являются: физическая форма, техническая и психологическая подготовка. Темой настоящей публикации является влияние психологической подготовки на результат спортсмена.

Начнем со всеобъемлющего понятия "психология" и дадим определение этому в пауэрлифтинге. Я хочу полностью раскрыть все возможные причины неудач и ошибок, а также предложить рекомендации для того, чтобы можно было их не только исправить, но и решить многие стратегические и тактические вопросы психологической и физической подготовки для каждого спортсмена и для сборных команд.

Начну с цитаты К. Маркса и Ф. Энгельса: "В противоположность немецкой философии", - писали они - "для нас исходной точкой являются деятельные люди, развивающее свое материальное общение, изменяющие вместе с этой своей деятельностью свое мышление и продукты своего мышления..."

Из всего сказанного логически вытекает и понятие о предмете психологии физического воспитания и спорта. Она, как специальная отрасль, изучает закономерности проявления и развития психики деятельной личности в специфических условиях и при специфических нагрузках.

Специфические условия деятельности в физическом воспитании характеризуются: развитием физических и моральных сил; физическими и психическими напряжениями; предсоревновательным и соревновательным настроем; спортивными достижениями (рекорды, победы на чемпионатах Москвы, России...) С этими условиями необходимо соблюдать режим воспитания спортсменов на различных онтогенетических уровнях от юношей до ветеранов. Каковы же методы соблюдения этих специфических условий и непосредственного внедрения их в спортивную жизнь.

1. Метод сравнения. Используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях и личностных особенностях спортсмена в зависимости от возраста, пола, квалификации, условий тренировки и соревнований.

2. Комплексный метод. Метод включает в себя многостороннее изучение спортсмена с помощью многих методик. Например, подготовка спортсмена с помощью гипноза, самогипноза или возможности самостоятельной разработки тренировочного плана и спортивного питания для других. Метод составления тренировочной программы применим как для начинающих, так и для более подготовленных атлетов.

3. Метод наблюдения. Основан на изучении психических, двигательных, поведенческих и других проявлений (в данном случае необходимо использовать видеокамеру). Целесообразно просматривать материал в кругу своей спортивной команды для того, чтобы на месте делать негативные и позитивные замечания по ходу просмотра.

4. Метод самонаблюдения. Спортсмен сам устанавливает признаки, по которым он определяет точность и правильность выполнения движения (например, в жиме лежа - правильный подбор постановки рук и точное касание на груди, что позволяет найти максимальный импульс применения обратной силы жима).

5. Метод "обсуждение" или "беседа". Здесь надо очень четко знать и чувствовать, насколько ваш подопечный психологически готов для беседы и какой ключ необходимо подобрать к нему Тактически, разговор должен быть непродолжительным и иметь свойственно-характерное направление для возможности полностью раскрыть ту или иную причину дискомфортного состояния. Необходимо применять педагогические методы для поднятия духа и психической готовности при тренировках и подготовке к соревнованиям.

6. Метод "анализа". Это заключительный метод, где обязательно следует провести заключительный анализ общего психологического настроя вашего спортивного коллектива, выявить ярких "положительных> лидеров, которые способствуют развитию и становлению морально-психологического климата. Необходимо дать возможность спортсменам для самопро- явления и самооценки, а также создать рабочую обстановку в зале. Взаимодействие партнеров по команде носит характер сотрудничества, предусматривающего различные формы деятельности: физическую взаимопомощь, помощь при подготовке спортсмена для выхода на помост (подготовить и замотать бинты, майку и тд.), заменить выбывшего из строя товарища по команде. Эффективность взаимодействия партнеров зависит от психологического климата в команде, сплоченности, сложившихся межличностных отношений, наличия авторитетных лидеров, хорошо отработанных навыков и опыта совместных действий. Важное значение для эффективности спортивной деятельности имеет взаимодействие тренера и спортсмена. Тренер выступает в качестве субъекта, а спортсмен в качестве объекта управления. При этом, функция управления заключается в направленном влиянии на тактико-технические действия спортсмена, в воздействии на его психическое состоянии и поведение в целом.

Эффект управляющих воздействий тренера в совокупности с сознательными усилиями спортсмена находит свое выражение в программе соревновательных действий и изменениях в них, в динамике психических состояний спортсмена, во взаимной удовлетворенности и взаимопонимании между тренером и спортсменом, в результативности действии, главным критерием которой служит спортивное достижение.

А.И. Леонтьев пишет: "Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидуумов, протекающей или в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром".

Нетрудно определить, что состязания по пауэрлифтингу протекают именно "с глазу на глаз" спортсмена и штанги. Здесь, наряду с морально- психологической подготовкой должен сработать навык атлета. Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, взрывной силы, выносливости и т.д. Победителем обычно становится тот, кто знает как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты. Приобретение навыка означает более высокую эффективность движений, экономичность усилий, а значит и улучшение результата. Некоторые навыки требуют от спортсмена лишь точности движений всего тела или отдельных его частей. Как пример, рассмотрим упражнение "жим лежа". Я долго наблюдал, как четкими выполняет это движение чемпион России Константин Зудни. Он занимается у нас, в Московском СК "Сходня".

В начальной фазе упражнения - правильный хват руками, рассчитанный по сантиметрам, максимальная стойка на мосту; затем идет съем штанги по определенно-заданной амплитуде. После команды "жим>, медленно и четко штанга опускается в заданную точку и резким направленным движением вверх, также по заданной прямой, принимает конечное положение. Спортсмен только повторяет отработанные и изученные до малейших подробностей движения этого упражнения.

И в результате, на прошлом Кубке Москвы им было установлено два рекорда г Москвы подряд. В весовой категории 60 кг был зафиксирован вес 150 и 152.5 кг

Становится все более очевидно, что при освоении какого-либо навыка, мы мысленно производим оценку действий. Чтобы избежать перегрузки информацией, указания тренера должны сочетаться с внутренними са- моприказами спортсмена. После завершения подхода, спортсмену необходимо некоторое время для оценки того, что именно произошло, то есть, он должен производить само движение и результаты приложенных усилий до того, как тренер выскажет свое мнение. Своевременность указаний тренера спортсмену важно, как и объем передаваемой информации. Иными словами, словесную информацию, касающуюся механических принципов, самоприказов и других способов воздействий, целесообразно использовать для начинающих спортсменов.

На последующих стадиях формирования навыка, спортсмен должен получать меньше формальных инструкций, больше концентрировать свое внимание на элементах движения. При этом необходимо, с помощью метода "проб и ошибок" экспериментировать, выбирая различные способы выполнения упражнений, выбирая тот, который наилучшим образом соответствует его двигательным возможностям. Тренер обязан заострять внимание спортсмена на отдельных частях движений, используя такие фразы, как "мощнее движение вверх" (в приседании) или "в каждой точке - ускорение> (в жиме лежа), или "сильнее срыв ногами> (в тяге).

Также необходимо включать дополнительные, формирующие навыки, упражнения. Эффективность тренировки зависит от того, насколько она разнообразна. Для того, чтобы достигать большего результата в каждом движении, необходима отработка каждого из его элементов.

Для приседания: приседания на лавку; полуприседы; съемы; приседания с отягощениями на поясе; приседания в "уступающем" режиме; приседания с задержкой в нижней фазе.

Для жима: жим стоя; отжимания от брусьев; жим узким хватом; дожимы; отжимания на платформе.

Для тяги: тяга с плинтов; тяга из "ямы" приседания на платформе с отягощениями на поясе; тяга становая (классическая); гиперэкстензии; наклоны со штангой.

Немаловажную роль в ходе подготовки играет идеомоторная тренировка. Были проведены исследования, которые показали, что: идеомоторная тренировка способствует более быстрому освоению движения, чем его простое восприятие; идеомоторная тренировка наиболее эффективна на ранних стадиях освоения навыка. В ходе такой тренировки, спортсменам предлагается мысленно представить, что они выполняют какое-то движение (желательно проговаривать вслух элементы выполняемых движений); мысленное прохождение на так называемых опорных пунктах - трудных моментах, дает позитивные результаты в дальнейшей физической работе.

Но по моему мнению, еще более эффективны словесные управляющие воздействия, включаемые в процесс практического выполнения действия. "В психологии спорта довольно давно известна положительная роль мысленной регуляции в процессе овладения, скажем, прыжки в высоту с разбега. Например, при овладении разбегом, ритм беговых шагов регулируется проговариванием (вслух или мысленно): та-та-та, предпоследний шаг - та-а-а, последний - та!" - А. Ц. Луни. Также и у нас - у каждого тренера должны быть разработаны свои методические подходы к каждому из своих учеников в зависимости от его эмоционального и соревновательного настроя. Так, например, я использую согласную букву "с". Научно доказано, что в случаях, когда согласная "с" ударная, гипофиз атлета, для которого звучит команда "возбудится> и через спинной мозг даст команду мышцам для работы.

В приседании, когда я вывожу Сергея Березина, то подаю команду: "Сережа-сможешь-сильно-со стоек- снять жестко>. После команды судьи: "сесть", обязательно продолжаю психа-голосовую работу: "Сильно в бинты" или "сильно в отдачу>, или "снизу сильно встаешь!>

Итак, совокупность признаков готовности к соревнованиям включает: готовность моральную, функциональную, психическую, специальную (физическую, техническую, тактическую, теоретическую).

"Готовность психическая является необходимым компонентом единого целого, нередко имеющим решающее значение для успеха соревновательной деятельности. Она (готовность - прим. "МС") представляет собой одно из психических состояний спортсмена. Как и всякое другое психическое состояние, оно - целостное проявление личности (И.Д. Левитов, А.Ц. Луни), всегда причинно обусловлено (И.Д. Левитов), имеет в своей основе тот или иной функциональный уровень коры больших полушарий головного мозга в соотношении с подкоркой (И.А. Костенецкая, В.И. Мясинцев), характеризуется определенными временными параметрами (И.Д. Левитов, А.Г Ковалев) и мерой (В.И. Демидов, А.Ц. Луни)".

Теоретические и экспериментальные исследования А.Ц. Луни послужили основанием для установления структурных компонентов синдрома состояния психической готовности к тому или иному действию. При участии в соревновании ими являются - трезвая уверенность в своих силах, стремление упорно и до самого конца бороться за достижение соревновательной цели (нередко за победу), оптимальный уровень эмоционального возбуждения, высокая "помехоустойчивость" против сбивающих внешних и внутренних влияний, способность произвольно управлять своими действиями, мыслями, чувствами и поведением в целом.

 

 
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright Евгений.© 2024.